Очередная поездка корреспондента «Нефтяной Магистрали» на Омскую БПТОиКО ОАО «Транссибнефть» принесла новую встречу с заслуженным работником предприятия - инженером производственного отдела Владимиром Ильичем Царьковым. За плечами его – более трех десятилетий непрерывной работы на базе и целый ряд серьезных наград, поощрений, благодарностей. Среди них: дважды присвоенное почетное звание «Ветеран труда ОАО «Транссибнефть» (в 1998 и в 2003 годах); занесение имени в Книгу Почета акционерного общества (2005 год). Заслуги Владимира Ивановича также были отмечены Благодарностью Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации. Совсем недавно он был удостоен еще одной почетной награды – Благодарности ОАО «Транссибнефть».
Несмотря на большое количество наград и внимание со стороны руководства к его работе, Владимир Ильич – человек скромный, тихий. Именно про таких людей неслучайно говорят: «добросовестный труженик, душа коллектива». Вокруг героя нашего очерка в производственном отделе сегодня много молодежи, и молодые специалисты с удовольствием отмечают большой жизненный опыт Владимира Ильича, готовы рассказать многое из того, что он передал им как наставник. Сразу становится очевидно: В.И. Царьков пользуется заслуженным уважением и стремится повысить профессиональный уровень своих коллег.
Сам он тоже когда-то начинал свой трудовой путь, окончив СибАДИ. Прислушался к совету родителей (они трудились в тресте «Омскнефтепроводстрой»), узнал от знакомых о вакансиях в системе магистральных нефтепроводов и пришел на БПТОиКО в теперь уже далеком 1977 году на должность механика транспортного цеха участка технологического транспорта. Руководил тогда структурным подразделением Иосиф Абрамович Степкин. «В то время база выглядела совсем иначе, - вспоминает Владимир Ильич, - Речь и не шла о каком-либо комфорте, современной организации рабочего пространства или благоустройстве территории. Заболоченная местность и унылые пейзажи. Были всегда в наличии на проходной резиновые сапоги, чтобы пройти через грязный участок, а потом уже переобуться в нормальную обувь. Даже озеро с камышами имелось поблизости – можно было рыбу половить… С течением времени все сильно изменилось».
За время работы в должности механика Царьков показал себя грамотным специалистом, ответственным, исполнительным и добросовестным сотрудником. В эти годы транспортным цехом были достигнуты высокие показатели работы, и коллеги отмечают, что Владимир Ильич всегда демонстрировал безупречный и самоотверженный труд по обеспечению бесперебойного функционирования автотранспорта. А ситуация, в которой велась эта самая работа, была весьма далека от идеальной. «Хватало проблем с поставкой запасных частей к технике и комплектующих, - рассказывает В.И. Царьков, - простой ремонт мог превратиться в работу изобретателя-рационализатора. Приходилось всему коллективу проявлять чудеса смекалки, ведь техника должна работать, и сроки окончания ремонтов никто не отменял. Сегодня об этих временах остались лишь воспоминания – запасные части и комплектующие, да и сама техника, самая современная, - всё в наличии имеется, а если и заказать что-то необходимо, то этот процесс не представляет особой сложности».
В восьмидесятых начались перемены. На базу поступила первая спецтехника иностранного производства, начали внедряться новые методы хозяйствования – появилось понимание необходимости разумного расхода средств. Но на закате плановой экономики своих «чудес» на данную тему хватало и на БПТОиКО. Случилось и Владимиру Ильичу поучаствовать в одной такой истории. В 1980-х годах в Караганду (тогда еще город в составе единого Советского Союза) из Омска потребовалось доставить коллегам-трубопроводчикам спецтехнику марки Caterpillar. Как договорились между собой разного ранга руководители – неважно: перед нашим героем поставили задачу обеспечить доставку иностранной машины из парка Омского РНУ на 80-тонном трале из гаража ОБПТОиКО. Импровизированный конвой отправился на юг, в казахстанские степи, сопровождаемый вертолетом(!), специально выделенным для этих целей. Путешествие со всеми поломками, остановками на ремонт, отдых и т.п., длилось полторы недели! Ну а по прибытии в пункт назначения выяснилось, что местные адресаты груза за это время решили вопрос в своем регионе, и можно смело выдвигаться в обратном направлении…
«Курьезов и серьезных ситуаций за годы работы было немало, - делится Владимир Ильич, - Но работа есть работа. Случались командировки за новой техникой, многочисленные поездки по трассе».
В 2004 году Царьков был переведен на должность инженера производственного отдела, основной задачей которого является качественная приемка поступающих от поставщиков транспортных средств, запасных частей, узлов и агрегатов к ним. За время работы в этой должности Владимиром Ильичем, благодаря приобретенному опыту и знаниям, были выявлены и предотвращены десятки поставок недоброкачественной продукции. Проявляемая героем очерка инициатива, умение анализировать, делать соответствующие выводы и принимать оптимальные решения не раз способствовали эффективному решению производственных вопросов.
Завершая свой рассказ об этом замечательном человеке, стоит упомянуть пару слов о преемственности поколений. Когда-то Владимир Ильич окончил СибАДИ и пришел по стопам родителей в систему АК «Транснефть». Сегодня его дочери 22 года, недавно она тоже окончила тот же ВУЗ. И, кто знает, может быть, трудовая династия Царьковых в нефтепроводной отрасли будет продолжена…
Иван Захаров